Тема 3 Общие
правила рассмотрения дел административного судопроизводства
1.
Меры
предварительной защиты по административному иску
2.
Процессуальные
сроки
3.
Судебные
извещения и вызовы
4.
Судебные
расходы
5.
Меры
процессуального принуждения
Вопрос 1. Меры предварительной
защиты по административному иску
1. Терминология. Термин "меры
предварительной защиты" является новеллой действующего законодательства. В
ГПК аналогичный институт именуется "обеспечение иска", а в АПК -
"обеспечительные меры арбитражного суда". Вместе с тем их
внутреннее содержание во многом совпадает.
В
административном судопроизводстве в основу правового
регулирования мер предварительной защиты положена необходимость
охраны прав и законных интересов административного истца.
Представляется, что именно это во многом обусловливает указанные различия в
наименовании.
КАС не
содержит нормативного определения понятия "меры предварительной
защиты". Однако в ст. 90 АПК законодательно закреплено понятие
обеспечительных мер арбитражного суда.
Обеспечительные
меры - это срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или
имущественных интересов заявителя.
С учетом данной
дефиниции представляется, что меры предварительной защиты в административном
судопроизводстве можно определить как срочные временные меры, направленные на
обеспечение прав, свобод и законных интересов административного истца.
2. Основания применения мер предварительной защиты. Применение мер предварительной
защиты допускается только по заявлению административного истца или иного лица,
обратившегося в суд в защиту других лиц или неопределенного круга лиц. Принять
такие меры по собственной инициативе суд не вправе.
Основания
для применения мер предварительной защиты закреплены в ч. 1 ст. 85 КАС
исчерпывающим образом. В качестве таких оснований законодатель указывает
следующие:
1) до
принятия судом решения по административному делу существует явная опасность
нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или
неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов
которых подано административное исковое заявление;
2) защита
прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или
затруднительна без принятия таких мер.
3. Виды мер предварительной защиты. Меры предварительной защиты можно разделить на две
группы:
1. запрещающие меры, которые направлены
на ограничение реализации полномочий публичных органов;
2. обязывающие меры, которые
предписывают уполномоченным органам совершение необходимых действий, принятие
конкретных решений.
Согласно ч.
2 ст. 85 КАС допускается применение судом следующих мер предварительной защиты:
1. приостановление полностью или в
части действия оспариваемого решения;
2. запрещение совершать определенные
действия;
3. иные меры предварительной защиты по административному
иску.
Указанный
перечень не является исчерпывающим. Законодатель допускает применение как прямо
предусмотренных КАС мер предварительной защиты, так и иных. При этом эти меры
должны соответствовать двум основным критериям, закрепленным в ч. 4 ст. 85 КАС:
1. соотносимость применимой меры с
заявленным требованием, т.е. наличие между ними непосредственной взаимосвязи;
2. соразмерность применимой меры
заявленному требованию.
4. Форма и содержание заявления о
применении мер предварительной защиты, порядок подачи. Согласно ч. 2 ст. 86 КАС в
заявлении о применении мер предварительной защиты по административному иску
указываются:
1. наименование суда, в который
подается заявление;
2. сведения об административном истце и
административном ответчике (наименование или фамилия, имя и отчество, место
нахождения или место жительства, иные известные сведения о них, включая
номера телефонов, факсов, адреса электронной почты);
3. предмет административного иска;
4. причина обращения с заявлением о
применении мер предварительной защиты по административному иску и ее
обоснование;
5. мера предварительной защиты по
административному иску, которую лицо, его подавшее, просит применить;
6. перечень прилагаемых к заявлению
документов.
Вопрос 2. Процессуальные
сроки
1. Понятие и виды процессуальных сроков. Процессуальный срок - это
предусмотренный законом или назначаемый судом определенный
промежуток или момент времени, с которым связывается необходимость совершения
конкретных процессуальных действий либо наступления иных правовых последствий.
Виды
процессуальных сроков:
1) по
субъектам, которым адресован срок:
·
установленные
для суда;
·
установленные
для участников процесса и иных лиц;
·
установленные
одновременно для суда и иных участников процесса;
2) по
порядку установления:
·
установленные
законом;
·
установленные
судом;
3) по
способу исчисления:
·
определяемые
конкретным промежутком времени;
·
определяемые
указанием на конкретную календарную дату;
·
определяемые
указанием на конкретное событие (например, "до вступления решения суда в законную
силу").
2. Порядок исчисления процессуальных сроков. По общему правилу течение
процессуальных сроков начинается на следующий день после наступления события
или календарной даты, которыми определено его начало. Однако если
процессуальное действие должно совершиться немедленно, то течение срока
начинается немедленно с наступления даты или события, которыми определено его
начало.
Процессуальные
сроки исчисляются годами, месяцами и днями. Кроме того, допускается возможность
исчисления процессуального срока в часах.
Окончание
процессуальных сроков определяется по правилам ст. 93 КАС:
1)
процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и
число последнего года установленного процессуального срока;
2)
процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число
последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание
процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не
имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день
этого месяца;
3) в случае,
если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем
окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день;
4)
процессуальный срок, определяемый часами, оканчивается по истечении последнего
часа установленного процессуального срока.
3. Последствия пропуска
процессуальных сроков и порядок их восстановления. По общему
правилу право на совершение процессуальных действий погашается с
истечением установленного для его совершения процессуального срока. Следует
понимать, что данное правило распространяется только на сроки, установленные
для участников процесса.
Законодательство
предусматривает возможность восстановления процессуальных сроков на основании
заявления (КАС) или ходатайства (АПК) заинтересованного лица. Такое заявление
(ходатайство) подается в суд, в котором должно быть совершено процессуальное
действие, одновременно с совершением самого действия. В заявлении должны быть
указаны уважительные причины пропуска срока с приложением соответствующих
подтверждающих документов.
При
разрешении вопроса об отнесении тех или иных причин к уважительным необходимо
руководствоваться рекомендациями, неоднократно высказанными пленумами ВС РФ и
ВАС РФ. В частности, применительно к физическим лицам об
уважительности причин свидетельствуют обстоятельства, связанные
с личностью лица (тяжелая болезнь, беспомощное состояние,
неграмотность и т.п.).
Применительно
к юридическим лицам не могут рассматриваться в качестве уважительных
причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о
подаче апелляционной (кассационной) жалобы, нахождение представителя заявителя
в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации
юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске),
а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица.
Вопрос 3. Судебные
извещения и вызовы
1. Способы
извещения. Действующее законодательство предусматривает ряд способов извещения
лица о времени и месте судебного разбирательства:
·
заказное
письмо с уведомлением о вручении;
·
судебная
повестка с уведомлением о вручении;
·
телефонограмма;
·
телеграмма;
·
сообщение с
использованием факсимильной или иных средств связи.
Перечень
способов извещения не является исчерпывающим, однако они должны позволять суду
убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Кроме того,
КАС предусматривает возможность извещения лиц, участвующих в деле, посредством
отправки СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной
почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством
СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в
которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами
указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на
которые направляется извещение.
Судебная
повестка - это наиболее распространенная в судебной практике судов общей юрисдикции форма
судебных извещений и вызовов.
В судебных
повестках или иных судебных извещениях, адресованных лицам, участвующим в деле,
предлагается представить в суд все имеющиеся у них доказательства по административному делу, а
также указывается на последствия непредставления доказательств и неявки в суд
извещаемых или вызываемых лиц, разъясняется обязанность сообщать суду причины
неявки.
Одновременно
с судебной повесткой или иным судебным извещением, адресованными административному
ответчику, судья направляет копию административного искового
заявления, а с судебной повесткой или иным судебным извещением, адресованными
административному истцу, - копию объяснений в письменной форме
административного ответчика, если объяснения поступили в суд.
2. Основные правила доставки и
вручения судебных извещений. КАС подробно регламентирует процедуру доставки и
вручения судебных повесток. Можно выделить следующие основные правила:
1) судебная
повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на
подлежащем возврату в суд корешке повестки;
2) в случае,
если лицо, доставляющее судебную повестку, не застанет вызываемого в суд
гражданина по месту его жительства, повестка вручается кому-либо из проживающих
совместно с ним взрослых членов семьи с их согласия для последующего
вручения адресату;
3) вручение
судебной повестки по некоторым категориям административных дел допускается
только лично адресату, а именно:
·
по делам,
связанным с помещением иностранного гражданина или лица
без гражданства, подлежащих депортации или реадмиссии, в предназначенное
для этого специальное учреждение;
·
по делам,
связанным с административным надзором;
·
по делам,
связанным с принудительной госпитализацией гражданина в психиатрические,
противотуберкулезные и иные медицинские организации, а также
психиатрическим освидетельствованием гражданина;
4) судебная
повестка, адресованная организации, вручается соответствующему должностному
лицу, которое расписывается в ее получении на корешке повестки;
5) в случае
временного отсутствия адресата лицо, доставляющее судебную повестку, отмечает
на корешке повестки, куда выбыл адресат и когда ожидается его возвращение. В
случае если место пребывания адресата неизвестно, об этом делается отметка на
подлежащей вручению судебной повестке с указанием даты и времени совершенного
действия, а также источника информации.
3. Надлежащее извещение. Извещение считается надлежащим,
если судебные извещения и вызовы вручены с таким расчетом, чтобы
заинтересованные лица имели достаточный срок для подготовки к административному
делу и для своевременной явки в суд. Этот срок должен определяться в каждом
случае с учетом места жительства лиц, участвующих в деле,
их осведомленности об обстоятельствах дела, возможности подготовиться к
судебному разбирательству, а также сложности дела.
Нарушение
судом обязанности по надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, о времени и
месте судебного заседания является безусловным основанием для отмены судебного
решения (п. 2 ч. 1 ст. 310 КАС, п. 2 ч. 4 ст. 270 АПК).
Однако закон предусматривает
возможность так называемого квазинадлежащего извещения:
1.
если адресат
отказался от вручения судебной повестки (ст. 100 КАС);
2.
если адресат
не известил суд о перемене своего адреса во время производства по
административному делу, вследствие чего судебная повестка была направлена по
старому адресу (ст. 101 КАС).
Вопрос 4. Судебные
расходы
1. Понятие и виды судебных
расходов. Судебные
расходы - это денежные суммы, уплачиваемые лицами, участвующими в деле, в связи
с рассмотрением и разрешением судом административного дела.
2.
Государственная пошлина. Нормативное определение понятия "государственная
пошлина" содержится в ст. 333.16 НК: "Государственная пошлина - это
сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их
обращении в государственные органы, органы местного самоуправления,
иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации, законодательными
актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении
этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за
исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской
Федерации".
Государственная
пошлина по административному делу - это сбор, взимаемый с административного
истца в федеральный бюджет за рассмотрение и разрешение судом его
административного иска.
Размеры и
порядок уплаты государственной пошлины регулируются гл. 25.3 части второй НК.
Виды
государственной пошлины:
1. простая - уплачивается в твердой
денежной сумме;
2. пропорциональная - уплачивается в
процентном соотношении от какой-либо суммы;
3. смешанная - комбинирует твердую
денежную сумму и проценты от какой-либо суммы.
Льготы по
уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от ее уплаты,
уменьшения ее размера, а также отсрочки и рассрочки уплаты государственной
пошлины также устанавливаются гл. 25.3 НК.
Действующий
НК прямо не предусматривает возможность суда освободить административного истца
от уплаты государственной пошлины по его письменному ходатайству
с учетом его материального положения. Согласно ч. 2 ст. 333.20 НК суд
вправе лишь уменьшить размер государственной пошлины, а также отсрочить или
рассрочить ее уплату. Однако с учетом правовой позиции КС РФ суд
вправе принять решение о снижении госпошлины вплоть до нулевого размера, если
иное уменьшение ее размера не обеспечивает беспрепятственный доступ
к правосудию.
3. Издержки, связанные с
рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением
административного дела, относятся:
1.
суммы,
подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (ст.
107 АПК, ст. 108 КАС);
2.
расходы на
оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами
без гражданства, если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации;
3.
расходы на
проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд;
4.
расходы на
оплату услуг представителей;
5.
расходы на
производство осмотра на месте;
6.
почтовые
расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные
сторонами и заинтересованными лицами;
7.
другие
признанные судом необходимыми расходы.
4. Распределение судебных расходов
между сторонами. По общему
правилу стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с
другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Исключение составляют
те категории лиц, которые освобождены от уплаты судебных издержек в силу ст.
107 КАС. Кроме того, суд вправе освободить лицо от уплаты денежных сумм,
подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенных для
оплаты других признанных судом необходимыми расходов, связанных с рассмотрением
административного дела, с учетом его имущественного положения.
По делам о
взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между
сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Аналогичные
правила применяются при пересмотре судебных решений в порядке апелляционного и
кассационного производств. В случаях если суд вышестоящей инстанции, не
передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда
нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет
распределение судебных расходов с учетом правил, установленных ст. 111 КАС.
Если в этих случаях суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части
распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции
по заявлению лица, заинтересованного в его разрешении.
5. Особенности взыскания расходов на
оплату услуг представителя. Некоторыми особенностями обладает взыскание расходов
на оплату услуг представителя.
Во-первых,
компенсация расходов на оплату услуг представителя производится только на
основании соответствующего ходатайства заинтересованной стороны, предъявленного
в суд в строго письменной форме.
Во-вторых,
расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в разумных пределах.
В-третьих,
если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя,
освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета.
Применительно
к данной норме следует учитывать позицию КС РФ, в соответствии с которой суд не
вправе уменьшать сумму расходов на оплату услуг представителя произвольно, тем
более если другая сторона не заявляет возражения и не
представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вопрос 5. Меры
процессуального принуждения
1. Понятие и виды мер процессуального принуждения. Выделение мер процессуального
принуждения в самостоятельный правовой институт является новеллой КАС.
Меры
процессуального принуждения - это установленные КАС действия, которые
применяются к лицам, нарушающим установленные в суде правила и препятствующим
осуществлению административного судопроизводства (ч. 1 ст. 116 КАС).
Для
поддержания порядка в процессе и обеспечения нормального хода
административного судопроизводства суд уполномочен на принятие
следующих мер:
1. ограничение выступления
участника судебного разбирательства или лишение участника судебного
разбирательства слова;
2. предупреждение;
3. удаление из зала судебного
заседания;
4. привод;
5. обязательство о явке;
6. судебный штраф.
Такие меры,
как ограничение или лишение слова, а также обязательство о явке, предусмотрены
в процессуальном законодательстве впервые.
2. Основные правила применения мер процессуального принуждения. Правовое регулирование оснований и
порядка применения мер процессуального принуждения базируется на следующих
основных правилах:
·
меры
процессуального принуждения применяются немедленно после совершения лицом
соответствующего нарушения;
·
за одно
нарушение может быть применена одна мера процессуального принуждения;
·
процессуальное
оформление применения мер процессуального принуждения происходит в форме
вынесения определения.
Определение
суда о применении меры процессуального принуждения может быть обжаловано отдельно
от решения суда.
3. Ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение
участника судебного разбирательства слова. Статья 118 КАС содержит две
самостоятельные меры процессуального принуждения, обе из которых впервые
получили свое законодательное закрепление:
1)
ограничение от имени суда выступления участника судебного разбирательства, если
он касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству.
2) лишение
участника судебного разбирательства от имени суда слова, если он самовольно
нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования
председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные
высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в
соответствии с законом.
4. Предупреждение. Удаление из зала судебного заседания. В случае
нарушения участником судебного разбирательства порядка в судебном заседании
председательствующий в судебном заседании вправе:
1. объявить ему от имени суда
предупреждение;
2. удалить его от имени суда из зала
судебного заседания на все время судебного заседания либо на его часть.
Выбор
конкретной меры процессуального принуждения в данном случае производится
председательствующим по собственному усмотрению.
При
повторном нарушении порядка в судебном заседании КАС предусматривает в качестве
единственно возможной меры процессуального принуждения удаление из зала
заседания суда на все время судебного заседания.
5. Привод. Данная мера
процессуального принуждения может применяться к следующим субъектам административного
судопроизводства:
·
лицам,
участвующим в деле, участие которых в судебном разбирательстве является
обязательным в соответствии с законом или признано обязательным судом;
·
свидетелям.
Согласно ч.
2 ст. 120 КАС привод не может применяться к несовершеннолетним лицам,
беременным женщинам, лицам, которые ввиду болезни, возраста или других
уважительных причин не в состоянии явиться в судебное заседание по вызову суда.
Применение
привода в качестве меры административного принуждения возможно при
соблюдении ряда условий: во-первых, лицо должно быть надлежащим образом
извещено о времени и месте судебного заседания; во-вторых, лицо должно дважды
не явиться в суд без уважительных причин либо не сообщить о причинах своей
неявки.
О применении
привода суд выносит определение, в котором должны быть указаны дата, время и
место, куда лицо должно быть доставлено. Исполнение данного определения
возложено законом на территориальные органы службы судебных
приставов-исполнителей по месту производства по административному делу либо по
месту жительства, месту пребывания (нахождения), месту работы, службы или учебы
лица, которое подлежит приводу.
Наименование
соответствующего органа, которому поручено исполнение привода, также должно
быть указано в определении суда.
Определение
суда о приводе подлежит немедленному исполнению.
6. Обязательство о явке. Данная мера процессуального принуждения, как и
привод, может быть применена к лицу, участие которого в судебном
разбирательстве в соответствии с законом является обязательным или признано
судом обязательным.
Обязательство
о явке - это оформленное в письменной форме обязательство лица своевременно
являться по вызову суда в судебное заседание, а в случае перемены места
жительства или места пребывания (нахождения) незамедлительно сообщать об этом
суду.
В качестве
последствий неисполнения обязательства о явке закон указывает на возможность
применения к соответствующему лицу привода либо штрафа.
7. Судебный штраф. Судебный штраф - это денежное взыскание, налагаемое
судом в случаях, прямо предусмотренных КАС.
Размер
максимально допустимого судебного штрафа зависит от субъекта, на который
налагается штраф:
·
органы
государственной власти, иные государственные органы - до 100 тыс.
руб.;
·
органы
местного самоуправления, иные органы и организации, которые наделены отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, - до 80 тыс. руб.;
·
организации
- до 50 тыс. руб.;
·
должностные
лица - до 30 тыс. руб.;
·
государственные
или муниципальные служащие - до 10 тыс. руб.;
·
граждане -
до 5 тыс. руб.
Основанием
для наложения штрафа является проявленное неуважение к суду, если данные
действия не влекут уголовную ответственность. Кроме того, законодательство
предусматривает возможность применения штрафа в качестве меры процессуального
принуждения в следующих случаях:
1.
неисполнение
обязательства о явке (ч. 3 ст. 121 КАС);
2.
противодействие
стороны своевременной подготовке административного дела к судебному
разбирательству, в том числе непредставление или несвоевременное представление
возражений и необходимых доказательств (ч. 5 ст. 135 КАС);
3.
нарушение
порядка в судебном заседании (ч. 2 ст. 143 КАС);
4.
повторная
неявка представителя лица, участвующего в деле, если КАС предусмотрено
обязательное ведение административного дела с участием представителя (ч. 4 ст.
150 КАС);
5.
неявка в
судебное заседание без уважительных причин лиц, участие которых при
рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или
признано судом обязательным (ч. 3 ст. 150 КАС);
6.
неявка в
судебное заседание вызванных экспертов, специалистов, переводчиков, не
представивших сведений об уважительных причинах неявки (ч. 3 ст. 151 КАС);
7.
несообщение
в суд о принятых мерах по устранению выявленных
нарушений законности на основании вынесенного судом частного
определения (ч. 3 ст. 200 КАС);
8.
непредставление
истребуемых судом доказательств (ч. 12 ст. 226 КАС) и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий