Тема 2.
Подведомственность и подсудность административных дел судам
1.
Подведомственность
административных дел
2.
Подсудность
административных дел
Вопрос 1. Подведомственность
административных дел
1. Понятие подведомственности. Согласно устоявшемуся пониманию подведомственность -
это относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров
о праве и других юридических дел к ведению того или иного
государственного и иного органа; это свойство юридических дел, в силу которого
они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.
Подведомственность обеспечивает четкое и целесообразное распределение
юридических дел между различными юрисдикционными органами. Важный признак
подведомственности - определение ее правил только в законе (например,
в ст. 22 ГПК, ст. 27 - 33 АПК, ст. 1 и 17 КАС, ст. 11 ГК, ст. 18 - 23, 27, 35,
41 СК и др.).
2. Общие правила подведомственности в сфере административного судопроизводства.
В соответствии со ст. 17 КАС ВС РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и
разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или
оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных
интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из
административных или иных публичных правоотношений и связанные с
осуществлением судебного контроля за законностью и
обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за
исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции КС РФ,
конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных
судов.
Так, КС РФ
имеет свою особую подведомственность в соответствии со ст. 125 Конституции
РФ и с Законом о Конституционном Суде РФ.
Конституционные
(уставные) суды субъектов РФ, согласно ст. 27 Закона о судебной системе,
создаются для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта
РФ, нормативных правовых актов органов государственной
власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ
конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава)
субъекта РФ.
Подведомственность
дел административного судопроизводства арбитражным судам определена в ст. 29
АПК и существенно сужена в последние годы. Арбитражные суды рассматривают в
порядке административного судопроизводства возникающие из административных и
иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с
осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной
экономической деятельности.
3. Критерии разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции
и арбитражными судами в сфере административного судопроизводства. В качестве
критериев отнесения отдельных категорий дел административного судопроизводства
к ведению определенных органов, как правило, применяются характер спорного
правоотношения (содержание спора) и субъектный состав (состав участников
спора).
Данные
критерии применяются в том случае, если дело может быть рассмотрено арбитражным
судом либо судом общей юрисдикции в зависимости от характера спора и
субъектного состава и не отнесено к исключительной компетенции арбитражных
судов.
Важно
отметить, что административное судопроизводство осуществляется арбитражными
судами в соответствии с АПК и другими федеральными законами, но не КАС.
4. Подведомственность дел административного
судопроизводства судам общей юрисдикции. К подведомственности судов общей
юрисдикции отнесены в соответствии со ст. 1 КАС две большие категории дел
административного судопроизводства: во-первых, административные дела о защите
нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и
законных интересов организаций, возникающие из административных и иных
публичных правоотношений (ч. 2); во-вторых, административные дела, связанные с
осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и
свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных
административных властных требований к физическим лицам и
организациям (ч. 3).
Критериями
разграничения между ними являются характер спора (осуществление предварительного
или последующего судебного контроля) и статус заявителя. Административные дела,
указанные в ч. 2 ст. 1 КАС, возбуждаются в порядке последующего судебного
контроля по инициативе самого заинтересованного лица, которое полагает, что его
права, интересы и свободы были нарушены актами и действиями (бездействием)
органов власти и должностных лиц.
С другой
стороны, согласно ч. 5 ст. 1 КАС не рассматриваются в соответствии с КАС дела
об административных правонарушениях (данные дела рассматриваются в соответствии
с КоАП), а также дела об обращении взыскания на
средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку
указанная сфера регулируется БК.
5. Виды подведомственности по делам административного судопроизводства. В зависимости от того, относит
закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо
одних органов или нескольких различных органов, подведомственность разделяется
на исключительную и множественную. В основном дела административного
судопроизводства характеризуются исключительной подведомственностью, поскольку
отнесены к ведению судов общей юрисдикции и не могут рассматриваться другими
судами и органами во внесудебном порядке.
Множественная
подведомственность по делам административного судопроизводства в зависимости от
способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело
подведомственно по закону, может быть подразделена на императивную и смешанную.
По делам административного судопроизводства не применяются правила договорной и
альтернативной подведомственности, поскольку третейскими судами такие дела
рассматриваться не могут, равно как заявитель не наделяется правом выбора
между, например, арбитражными судами и судами общей юрисдикции, поскольку
подведомственность между ними разграничивается по критериям характера спора и
субъектного состава, если дело не отнесено к исключительной подведомственности
арбитражного суда или суда общей юрисдикции.
Императивной
называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими
юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Согласно ч.
3 ст. 4 КАС, если для определенной категории административных дел федеральным
законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования
административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после
соблюдения такого порядка. Если досудебный порядок не был соблюден, то при
установлении данного факта на стадии возбуждения дела административное исковое
заявление подлежит возвращению (п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС), а на стадии судебного
разбирательства - остается без рассмотрения (п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС).
Смешанной
является подведомственность, сочетающая признаки, присущие другим видам
подведомственности, чаще всего императивной и альтернативной. В частности,
согласно ч. 1 ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в
суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа
государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,
организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными
полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии
судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или
муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права,
свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав,
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться
непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа,
организации, лица, наделенных государственными или иными публичными
полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у
вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные
процедуры урегулирования споров.
В данном
случае заявитель вправе обратиться либо сразу в суд, либо вначале в вышестоящий
в порядке подчиненности орган, а затем в суд.
6. Коллизии подведомственности. В
соответствии с ч. 4 ст. 22 ГПК при обращении в суд с заявлением, содержащим
несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны
суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, если разделение требований
невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В
случае если возможно разделение требований, судья выносит определение о
принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в
принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Подведомственность
дел определяется теми судами (КС РФ, общей юрисдикции, арбитражными, субъектов
РФ), к которым обращаются за их разрешением заинтересованные лица. Допускаемые
при этом ошибки исправляются соответствующими вышестоящими судами по жалобам
заинтересованных лиц.
Споры между
юрисдикционными органами по поводу того, кому из них подведомственна
определенная категория дел, разрешаются в законодательном порядке путем
внесения изменений в соответствующие федеральные законы или путем обращения к
КС РФ или посредством принятия судебных актов вышестоящим судом, в частности ВС
РФ.
Вопрос 2. Подсудность
административных дел
1. Понятие и виды подсудности административных дел.
Подведомственные судам общей юрисдикции административные дела
разрешаются ВС РФ, областными, краевыми судами, образованными на
уровне субъектов РФ, и районными судами, а также военными судами как
специализированными судами.
Правила
подсудности гарантируют реализацию ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно
которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и
тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
При этом
подсудность административных дел с участием как российских, так и иностранных
лиц определяется по общим правилам, установленным КАС, если иное не
предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Подсудность
разграничивает компетенцию между различными судами общей юрисдикции и ВС РФ. В
зависимости от рода подлежащих разрешению дел и от территории, на которой
действует тот или иной суд, принято различать подсудность родовую, или
предметную, и территориальную, или пространственную (местную).
2. Родовая подсудность. Родовой (предметной) считается подсудность дел судам,
относящимся к различным звеньям судебной системы. С ее помощью
разграничивается компетенция районных судов, судов, образованных на уровне
субъектов РФ, и ВС РФ. Это достигается путем отнесения к ведению каждого звена
судебной системы административных дел строго определенного рода по предмету
спора.
Согласно ст.
19 КАС подведомственные судам административные дела, за исключением
административных дел, предусмотренных ст. 18, 20 и 21 КАС, рассматриваются
районным судом в качестве суда первой инстанции.
ВС РФ,
согласно ст. 21 КАС, рассматривает в качестве суда первой инстанции
административные дела:
1) об
оспаривании нормативных правовых актов Президента
РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти,
Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Судебного
департамента при ВС РФ, Центрального банка РФ, Центральной избирательной
комиссии РФ, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда
РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного
медицинского страхования, а также государственных корпораций;
2) об
оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета
Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной
Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственной
комиссии по контролю за осуществлением
иностранных инвестиций в Российской Федерации;
3) об
оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ и решений
квалификационных коллегий судей субъектов РФ о приостановлении или прекращении
полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также
других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в ВС РФ
предусмотрено федеральным законом;
4) об
оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по
приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения
процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в
допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об
оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в
результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче
квалификационного экзамена;
5) о
приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и
международных общественных объединений, о ликвидации политических партий,
общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации
централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные
организации на территориях двух и более субъектов РФ;
6) о
прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых
предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов РФ;
7) об
оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной
комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за
исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных
комиссий, комиссий референдума;
8) об отмене
регистрации кандидата на должность Президента РФ, регистрации федерального
списка кандидатов, регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный
федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы
кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
9) о
прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума
Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
10) о
расформировании Центральной избирательной комиссии РФ;
11) о
разрешении споров между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов РФ, между
органами государственной власти субъектов РФ, переданных на
рассмотрение в ВС РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;
12) о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в
разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам,
подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и
гарнизонных военных судов;
13) об
оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны РФ, иных
федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом
предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом
интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
14) об
оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры РФ и
Следственного комитета РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом
интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных
следственных органов Следственного комитета РФ.
Верховный
суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения,
суд автономной области и суд автономного округа, согласно ст. 20 КАС,
рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела:
1) связанные
с государственной тайной;
2) об
оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов
РФ, представительных органов муниципальных образований;
3) об
оспаривании решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ, за
исключением решений о приостановлении или прекращении полномочий судей, о приостановлении
или прекращении их отставки;
4) об
оспаривании решений и действий (бездействия) экзаменационных комиссий субъекта
РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям
нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и иных решений об
отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также
об оспаривании действий (бездействия) указанных экзаменационных комиссий, в
результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного
экзамена;
5) о
приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных
структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных
общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных
религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций,
находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не
являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных
общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных
религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций,
находящихся в пределах одного субъекта РФ;
6) о
прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых
предназначена для распространения на территории одного субъекта РФ;
7) об
оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий
субъектов РФ (независимо от уровня выборов, референдума), окружных
избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные
(представительные) органы государственной власти субъектов РФ, за исключением
решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий,
комиссий референдума;
8) об отмене
регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ,
выдвинутого по одномандатному избирательному округу;
9) об отмене
регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ
(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
РФ);
10) об
отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный
список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в
законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;
11) о
расформировании избирательных комиссий, за исключением случая, указанного в п.
10 ст. 21 КАС;
12) об
определении срока назначения выборов в органы государственной власти
субъектов РФ, а также в органы местного самоуправления;
13) о
признании неправомочным состава законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального
образования;
14) о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным
мировым судьям, районным судам;
15) об
оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Родовая
подсудность военным судам. Согласно ст. 18 КАС в случаях, предусмотренных
федеральными законами, административные дела, связанные с защитой нарушенных
или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных
интересов организаций в сфере административных и иных
публичных правоотношений, рассматриваются военными судами.
Мировой
судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о
взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1
КАС РФ.
3. Территориальная подсудность. Территориальной (пространственной) называется
подсудность дела суду в зависимости от территории, на которую распространяется
деятельность данного суда. С ее помощью разграничивается компетенция однородных
судов (одного звена судебной системы). КАС подразделяет территориальную
подсудность на общую, альтернативную, исключительную и подсудность по связи
дел. В связи с особым характером дел административного
судопроизводства в КАС стороны спора не вправе использовать договорную
подсудность.
Общая
территориальная подсудность (ст. 22 КАС) определяется местом
жительства или местом нахождения ответчика. Административное исковое
заявление к органу государственной власти, иному государственному органу,
органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума,
организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за
исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или
муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица
исполняют свои обязанности. Альтернативной является подсудность, при которой
дело может рассматриваться одним из нескольких указанных в законе судов по
выбору истца (ст. 24 КАС РФ).
Право выбора
между несколькими судами, которым подсудно административное дело, принадлежит
административному истцу.
Исключительной
является подсудность, допускающая рассмотрение определенных категорий дел лишь
судами, точно указанными в законе (ст. 23 КАС).
Подсудность
по связи дел заключается в том, что независимо от территории спор подлежит
разбирательству в суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор.
Так, в соответствии со ст. 26 КАС административное исковое заявление к
нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных
местах, подается в суд по месту жительства или месту нахождения одного из них
по выбору административного истца.
4. Правила передачи дел из одного суда в другой (ст. 27 КАС). Административное
дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности,
должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным
другому суду.
О передаче
административного дела в другой суд или об отказе в передаче административного
дела в другой суд выносится определение суда, которое может быть обжаловано.
Передача административного дела в другой суд осуществляется по истечении срока
обжалования этого определения, а в случае подачи частной жалобы -
после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.
Административное дело, направленное из одного суда в другой, должно быть
принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности
между российскими судами не допускаются.
Комментариев нет:
Отправить комментарий