Тема 6. Судебное разбирательство
1.
Судебное разбирательство как основная стадия
административного судопроизводства: понятие, сроки, порядок проведения
2.
Подготовительная часть судебного разбирательства
3.
Рассмотрение административного дела по существу,
судебные прения
4.
Принятие и объявление решения суда
5.
Временная остановка судебного разбирательства
6.
Окончание административного дела без вынесения решения
7.
Протокол судебного заседания
Вопрос 1 Судебное разбирательство как основная стадия
административного судопроизводства: понятие, сроки, порядок проведения
Судебное разбирательство - стадия
административного судебного процесса, на которой происходит рассмотрение и
разрешение административного дела по существу.
На основе всестороннего и объективного
исследования доказательств суд устанавливает фактические
обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного
дела, определяет права и юридические обязанности сторон в
рамках конкретного правоотношения и от имени государства выносит
решение суда по существу спора.
Судебное разбирательство административного дела должно
быть проведено в установленные КАС сроки. По общему правилу для
рассмотрения и разрешения административного дела суду предоставляется
двухмесячный срок, который начинает течь со дня принятия административного
иска. В этот срок включается и срок на подготовку административного дела. Если
административное дело по первой инстанции рассматривается Судебной коллегией по
административным делам ВС РФ, то срок составляет три месяца со дня принятия
административного иска. КАС для отдельных категорий административных дел может
содержать иные сроки рассмотрения. Если административное дело представляет
определенную сложность, то председатель суда может продлить срок рассмотрения
административного дела, но не более чем на один месяц.
Управление ходом судебного заседания осуществляет
председательствующий. Он руководит судебным заседанием; создает условия для
полного и всестороннего исследования доказательств и выяснения обстоятельств
административного дела; устраняет из судебного разбирательства то, что не имеет
отношения к рассматриваемому административному делу; предоставляет слово
участникам судебного разбирательства, а также от имени суда в случаях,
предусмотренных КАС, может применить к участникам меры процессуального
принуждения в виде ограничения времени их выступления или лишения их слова при
нарушении правил выступления.
Участвующие и просто присутствующие в судебном
заседании лица обязаны беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего.
Возражения лиц, участвующих в административном судопроизводстве, против
действий председательствующего заносятся в протокол судебного заседания, и
председательствующий может дать разъяснения относительно своих действий.
На председательствующего возложена также обязанность
поддержания надлежащего порядка в судебном заседании. Лицам, нарушающим порядок
в судебном заседании, председательствующий в судебном заседании от имени суда
может объявить предупреждение, удалить их из зала судебного заседания на все
время судебного заседания или его часть, наложить на указанных лиц судебный
штраф. Действия лиц, которые присутствуют в зале судебного заседания и
осуществляют разрешенные судом фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного
заседания по радио, телевидению, в сети Интернет, не должны нарушать
установленный в судебном заседании порядок. Эти действия могут быть ограничены
судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале
судебного заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле.
КАС предусматривает для лиц, участвующих в деле,
которые не имеют объективной возможности непосредственно участвовать в судебном
заседании, право на участие путем использования систем видеоконференц-связи при
наличии такой технической возможности.
Об участии в судебном заседании лиц, присутствие
которых необходимо для правильного рассмотрения административного дела, путем
использования систем видеоконференц-связи суд выносит определение. Копии такого
определения не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения
направляются соответствующим участникам судебного процесса, а также в
соответствующий суд или учреждение, в которых будет организована
видеоконференц-связь.
Стадию судебного разбирательства по объему совершаемых
процессуальных действий принято подразделять на:
·
подготовительную часть;
·
исследование обстоятельств дела или рассмотрение дела
по существу;
·
судебные прения;
·
постановление и объявление решения.
Вопрос 2 Подготовительная часть судебного разбирательства
Подготовительная часть судебного разбирательства представляет
собой систему процессуальных действий, направленных на то, чтобы выявить
возможность рассмотрения дела по существу.
КАС подробно регулирует последовательность действий,
совершаемых на каждом этапе судебного разбирательства. Подготовительная часть
судебного разбирательства начинается с открытия судебного заседания.
Председательствующий объявляет об открытии слушания дела и оглашает, какое
административное дело подлежит рассмотрению. После этого суд проверяет
явку лиц, вызванных в судебное заседание. Секретарь судебного заседания
докладывает, кто явился, сообщает, извещены ли неявившиеся лица о времени и
месте судебного заседания, вручена ли копия искового заявления ответчику и
третьим лицам, было ли произведено извещение неявившихся участников процесса в
срок, достаточный для своевременной явки в суд и подготовки к делу. Вслед за
этим суд устанавливает личность явившихся в судебное заседание
участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц и представителей.
В целях определения допустимости свидетельских
показаний у свидетелей выясняется, в каких отношениях они состоят со
сторонами (родственные или иные отношения).
При участии в процессе переводчика
председательствующий разъясняет ему обязанности и предупреждает об
ответственности за заведомо неправильный перевод.
Следующее действие - удаление явившихся свидетелей из
зала судебного заседания. После удаления свидетелей председательствующий
объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном разбирательстве в
качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон,
а также в качестве эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам,
участвующим в деле, их право заявлять отводы.
Судья, прокурор, секретарь судебного заседания,
эксперт, специалист, переводчик обязаны заявить самоотвод или подлежат отводу
по заявлению заинтересованного лица, участвующего в деле, если имеются
какие-либо обстоятельства, вызывающие сомнение в их беспристрастности (ст. 31
КАС): прямая или косвенная заинтересованность в исходе дела, родственные связи,
служебная или иная зависимость и т.п.
В силу ст. 32 КАС не допускается повторное участие
судьи, принимавшего участие в рассмотрении административного дела в суде первой
инстанции, в рассмотрении этого дела в судах апелляционной, кассационной и
надзорной инстанций. Судья, принимавший участие в рассмотрении
административного дела в суде апелляционной инстанции, не может участвовать в
рассмотрении этого дела в судах первой, кассационной и надзорной инстанций.
Если судья принимал участие в рассмотрении административного дела в суде
кассационной инстанции, то он не может участвовать в рассмотрении этого дела в
судах первой, апелляционной и надзорной инстанций. Судья, принимавший участие в
рассмотрении административного дела в суде надзорной инстанции, не может
участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой, апелляционной и
кассационной инстанций.
Аналогичное ограничение распространяется и на других
лиц, которым может быть заявлен отвод, с той лишь разницей, что повторное
участие последних в одном и том же процессуально-правовом качестве считается
возможным, т.е. прокурор может повторно участвовать в качестве прокурора, эксперт
- в качестве эксперта и т.д. Кроме того, лицо не имеет права участвовать в
процессе в качестве эксперта или специалиста, если этому препятствует служебная
или иная зависимость от лиц, участвующих в деле, или представителей.
Отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала
рассмотрения дела по существу. Позднейшее заявление отвода допускается, лишь
когда основание для него стало известным после начала рассмотрения дела (ст. 34
КАС).
Следующее действие заключается в том, что
председательствующий разрешает вопрос о возможности рассмотрения
административного дела в отсутствие неявившихся участников.
Лица, участвующие в деле, должны быть заблаговременно
и обязательно извещены о предстоящем разбирательстве гражданского дела. Значит,
по общему предположению дело должно рассматриваться в присутствии всех субъектов
процессуального правоотношения. Но так как обеспечить реальное участие в
процессе всех надлежащих лиц не всегда удается, законодатель регламентирует последствия
их неявки в судебное заседание.
Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие кого-либо из
лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания,
если нет сведений о причинах неявки либо известные причины суд сочтет
неуважительными.
Суд может отложить судебное разбирательство
административного дела в случае:
1) неявки в судебное заседание по уважительной причине
лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного
разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки;
2) неявки в судебное заседание по уважительной причине
представителя лица, участвующего в деле (если ведение административного дела с
участием представителя не является обязательным), заявления указанным лицом
ходатайства об отложении судебного разбирательства с указанием причины
невозможности рассмотрения административного дела в отсутствие представителя и
представлением доказательств уважительности причины неявки.
Если в судебное заседание не явились все лица,
участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его
рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом
обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное
дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Очередное процессуальное действие - разъяснение лицам,
участвующим в деле, их прав и обязанностей, закрепленных в основном в ст. 45
КАС.
Далее суд разрешает ходатайства лиц, участвующих в
деле. По итогам разрешения ходатайств и заявлений суд выносит определение.
Заключительным действием в подготовительной части
судебного разбирательства является разъяснение прав и обязанностей эксперту и
специалисту (когда они участвуют в процессе), а также предупреждение эксперта
об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Вопрос 3 Рассмотрение административного дела по существу,
судебные прения
Председательствующий в судебном заседании или кто-либо
из судей докладывает административное дело. Затем председательствующий
выясняет, поддерживается ли административный иск административным истцом,
признается ли административный иск административным ответчиком, а при
возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о
примирении сторон выясняет, не желают ли стороны завершить дело заключением
указанного соглашения, о чем делаются соответствующие записи в протоколе
судебного заседания. Если стороны реализуют какое-либо из этих полномочий, то
изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или
о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон
приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного
заседания.
В случае принятия судом отказа от административного
иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит
определение, которым одновременно прекращается производство по
административному делу полностью или в соответствующей части. В определении
суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон.
В случае непринятия или невозможности принятия судом
отказа от административного иска, признания административного иска или
неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и
продолжает рассмотрение административного дела по существу.
После доклада дела, если оно не прекращается
вследствие принятия отказа от административного иска или примирения сторон, суд
устанавливает очередность исследования доказательств по
административному делу (ст. 158 КАС).
После доклада административного дела суд заслушивает
объяснения административного истца, административного ответчика и
заинтересованного лица, их представителей. До административного истца, его
представителя свои объяснения дают прокурор, представители органов
государственной власти, иных государственных органов, органов
местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд
за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц. Лица, участвующие
в деле, их представители могут задавать друг другу вопросы. Суд может задавать
вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими
объяснений.
В случае рассмотрения административного дела в
отсутствие лица, участвующего в деле и изложившего в письменных объяснениях
свои доводы в отношении административных исковых требований,
председательствующий в судебном заседании оглашает эти объяснения. Поданные в
письменной форме объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей в случае
их неявки в судебное заседание, а также в случаях, предусмотренных ст. 66 и 67
КАС, оглашаются председательствующим в судебном заседании.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, или их
представителей, суд с учетом мнения этих лиц устанавливает
порядок допроса свидетелей, экспертов и исследования иных
доказательств.
Каждый свидетель допрашивается в судебном заседании
отдельно и после допроса остается в зале заседания до окончания разбирательства
дела, если суд не разрешит ему удалиться раньше.
Исследование письменных доказательств, в том числе
полученных в порядке их обеспечения, осмотра на месте или исполнения судебного
поручения, заключается в оглашении их в судебном заседании, предъявлении их
лицам, участвующим в деле, представителям, а при необходимости - экспертам,
специалисту, свидетелям для внимательного ознакомления и выслушивания
объяснений заинтересованных лиц, данных по этому поводу. Вещественные
доказательства изучаются путем осмотра в судебном заседании и предъявления их
лицам, которые вправе обращать внимание суда на характерные особенности
исследуемых предметов, и их заявления по этому поводу заносятся в протокол
судебного заседания.
Если в ходе исследования доказательств у лиц,
участвующих в деле, возникнет сомнение в их подлинности, то они вправе сделать
заявление о подложности доказательств, и суд для проверки этого заявления может
назначить экспертизу или предложить сторонам представить иные доказательства.
В случае проведения экспертизы по делу суд исследует
заключения эксперта в судебном заседании. Эксперты свои заключения по делу дают
в письменной форме, а в судебном заседании такой документ оглашается.
В необходимых случаях (осмотр письменных или
вещественных доказательств, воспроизведение аудио- или видеозаписи, назначение
экспертизы и т.д.) суд вправе привлечь специалистов для консультации в порядке
ст. 169 КАС. По окончании исследования доказательств в судебном заседании суд
предоставляет слово для заключения по делу представителю Центральной
избирательной комиссии РФ, участвующему в судебном разбирательстве в
соответствии с ч. 7 ст. 243 КАС, прокурору, участвующему в судебном
разбирательстве в соответствии с ч. 7 ст. 39 данного Кодекса, а также выясняет
у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить
с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких объяснений председательствующий
в судебном заседании объявляет рассмотрение административного дела по существу
законченным, и суд переходит к судебным прениям.
Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в
деле, и их представителей.
По содержанию выступления в прениях отличаются от
объяснений участвующих в деле лиц, даваемых в начале разбирательства, тем, что
на этой стадии анализируются уже проверенные доказательства. Здесь требования
не просто формулируются, а обосновываются как с фактической, так и с правовой
точки зрения.
Право последней реплики должно всегда оставаться за
административным ответчиком и его представителем. Участники судебных прений не
вправе в своих выступлениях ссылаться на обстоятельства и доказательства, не
проверявшиеся в судебном заседании. Если на этой стадии разбирательства
обнаружится пробел в исследовании обстоятельств либо доказательств, суд должен
вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу. После
окончания дополнительного рассмотрения судебные прения снова проходят в общем
порядке (ст. 171 КАС).
Вопрос 4 Принятие и объявление решения суда
Решение суда выносится только в
совещательной комнате, в которую суд удаляется после судебных прений. Удаление
в совещательную комнату должно быть немедленным, прерывать судебное заседание
непосредственно перед этим процессуальным действием нельзя.
Обсуждение вопросов в совещательной комнате проходит с
соблюдением требований ст. 30 КАС. Председательствующий хотя и руководит ходом
обсуждения, никакими преимуществами в правах с другими судьями не
обладает. Все обсуждаемые в совещательной комнате вопросы решаются судьями по
большинству голосов, при этом никто из них не вправе воздержаться от
голосования. Председательствующий подает свой голос последним - так
гарантируется полнота свободы выражения воли всех судей.
Одной из самых важных гарантий конституционного
принципа независимости судей и подчинения их только закону служит закрепленное
в ч. 3 ст. 175 КАС правило относительно тайны совещания,
заключающееся в том, что в совещательной комнате могут находиться только судьи,
участвующие в рассмотрении дела, и что они не вправе как-либо разглашать
суждения, которые имели место во время совещания.
Решение выносится сразу же после разбирательства дела.
Признав во время совещания необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие
значение для дела, суд выносит определение о возобновлении рассмотрения его по
существу. По устранении пробела в исследовании обстоятельств снова проводятся
судебные прения перед повторным удалением в совещательную комнату (ст. 171
КАС).
Статья 177 КАС допускает отложение составления
мотивированного судебного решения на срок не более чем пять дней со дня
окончания разбирательства. Но точно сформулированная и подписанная судьями
резолютивная часть решения объявляется в том же судебном заседании, в котором
закончилось разбирательство дела, одновременно сообщается, когда лица,
участвующие в деле, смогут ознакомиться с полным текстом акта правосудия. Объявляется
решение в судебном заседании любым из судей, затем председательствующий
разъясняет порядок и срок его обжалования (ст. 174 КАС).
Вопрос 5 Временная остановка судебного разбирательства
В доктрине цивилистического процесса выделяют три вида
временной остановки судебного разбирательства: перерыв, отложение и
приостановление.
Перерыв - это отсрочка продолжения судебного заседания
на относительно короткое время, вызываемая главным образом необходимостью
отдыха судей или возникновением таких обстоятельств, которые препятствуют
продолжению процесса, но могут быть устранены сравнительно быстро и просто.
По окончании перерыва процесс не возобновляется, а
продолжается.
Под отложением разбирательства понимается такой
перенос рассмотрения дела на более позднее число, когда одно заседание
оканчивается в незавершенном состоянии и назначается время очередного полностью
возобновляемого заседания (ст. 152 КАС).
Суд может отложить судебное разбирательство
административного дела в случае, если:
1) признает невозможным рассмотрение административного
дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из
участников судебного разбирательства, а также если подано встречное
административное исковое заявление;
2) возникли неполадки при использовании технических
средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи;
3) удовлетворено ходатайство стороны об отложении
судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью
представления дополнительных доказательств;
4) возникла необходимость совершения иных
процессуальных действий;
5) имеется ходатайство лица, участвующего в деле, о необходимости
получения дополнительных доказательств и иных сведений в целях всестороннего,
полного и объективного выяснения обстоятельств данного административного дела.
Об отложении судебного разбирательства
административного дела суд выносит определение.
При отложении рассмотрения дела суд обязан назначить
дату нового судебного заседания и объявляет эту дату присутствующим лицам под
расписку. Неявившиеся лица и вновь привлекаемые в процесс участники извещаются
о месте и времени нового судебного заседания.
После отложения разбирательство дела начинается с
самого начала.
Приостановление производства - это временная и полная
остановка всех процессуальных действий по делу, вызываемая наступлением
указанных в законе обстоятельств, препятствующих дальнейшему судопроизводству.
В этом случае дело хотя и не окончено, но полностью до
возобновления снимается с производства. Приостановление подразделяется на
обязательное (ст. 190 КАС) и факультативное (ст. 191 КАС) в зависимости от
оснований, которые устанавливаются законом, и расширительному толкованию не
подлежит.
В силу ст. 190 КАС суд обязан приостановить
административное производство по делу в случае:
1) смерти гражданина, являвшегося стороной по
административному делу, если спорное административное правоотношение или
иное публичное правоотношение допускает правопреемство (до
определения правопреемника);
2) признания гражданина, являющегося стороной по
административному делу, недееспособным и отсутствия законного представителя у
этого гражданина (до определения законного представителя);
3) участия административного ответчика в проведении
контртеррористической операции или выполнения им задач в условиях чрезвычайного
или военного положения, вооруженного конфликта либо в случае
просьбы административного истца, участвующего в проведении
контртеррористической операции или выполняющего задачи в условиях чрезвычайного
или военного положения, вооруженного конфликта (до прекращения участия в этих
мероприятиях);
4) невозможности рассмотрения данного
административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей
юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта
РФ (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта);
5) обращения суда в КС РФ с запросом о
соответствии закона, подлежащего применению в данном административном
деле, Конституции РФ (до вступления в законную силу судебного акта);
6) установления судом срока для примирения
сторон (до истечения этого срока).
Административное судопроизводство приостанавливается
на период устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление. Время,
истекшее с момента приостановления производства по делу до его возобновления,
не включается в срок рассмотрения дела. Возобновляется производство по
приостановленному делу также определением суда по его собственной инициативе
либо по просьбе лиц, участвующих в деле.
Приостановление, в отличие от отложения
разбирательства дела, производится по определенным в законе основаниям,
процессуальные действия не совершаются, дата нового судебного заседания не
назначается, течение процессуальных сроков приостанавливается, закон
допускает возможность обжалования определения о приостановлении производства по
делу отдельно от судебного решения.
Вопрос 6 Окончание административного дела без вынесения
решения
Как правило, судебное разбирательство заканчивается
вынесением решения по существу дела. Однако в силу некоторых
обстоятельств суд в порядке отступления от этой нормы оканчивает дело
без вынесения решения. Судебное административное процессуальное право предусматривает
две формы такого окончания процесса: прекращение производства по делу и
оставление заявления без рассмотрения. Названные формы различаются между собой
как по основаниям, так и по процессуальным последствиям их применения. Административное
судопроизводство прекращается, когда отсутствует право на обращение за
судебной защитой, что полностью исключает возможность возобновления дела.
Поводом оставления заявления без рассмотрения служит не отсутствие права на
обращение за судебной защитой, а только несоблюдение условий его реализации,
установленных законом. Поэтому административный истец может вновь
обратиться в суд с тождественным требованием после устранения обстоятельств,
послуживших причиной оставления его первого заявления без рассмотрения.
Прекращение производства по делу есть форма окончания
административного дела, обусловленная предусмотренными КАС обстоятельствами,
которые полностью исключают осуществление административного судопроизводства.
Согласно ст. 194 КАС суд должен прекратить
производство по делу, если:
- административное дело не подлежит рассмотрению и
разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям,
предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС;
- имеется вступившее в законную силу решение суда по
административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же
основаниям, определение суда о прекращении производства по этому
административному делу в связи с принятием отказа административного истца от
административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или
определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд
прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных
правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и
законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную
силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;
- административный истец отказался от
административного иска и отказ принят судом;
- стороны заключили соглашение о примирении и оно
утверждено судом;
- наступила смерть гражданина, являвшегося
стороной в административном деле, при условии что спорное публичное правоотношение не
допускает правопреемства;
- ликвидация организации, являвшейся стороной в
административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не
допускает правопреемства.
Суд также вправе прекратить производство по
административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт,
решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные
интересы административного истца.
Суд прекращает производство по административному делу
и в иных предусмотренных КАС случаях.
О прекращении производства по делу суд выносит
мотивированное определение. В определении указывается на правовые последствия прекращения
производства по делу и невозможность повторного обращения в суд по спору между
теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. В определении
также указывается о возврате государственной пошлины.
Определение о прекращении производства по делу может
быть обжаловано в суд вышестоящей инстанции.
Оставление заявления без рассмотрения - это форма
окончания административного дела, вызываемого фактом несоблюдения
административным истцом установленных законом условий возбуждения и нормального
развития административного судопроизводства.
Статья 196 КАС предусматривает основания к оставлению
заявления без рассмотрения, к которым относятся следующие случаи:
- административным истцом не соблюден досудебный
порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным
законом для данной категории административных дел;
- административное исковое заявление подано лицом, не
обладающим административной процессуальной дееспособностью;
- административное исковое заявление не подписано или
подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или)
подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;
- в производстве этого или другого суда либо арбитражного
суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о
том же предмете и по тем же основаниям;
- производство по данному административному делу
возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований,
предусмотренных ст. 125 и 126 КАС, и эти нарушения не были устранены в
установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным
истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства,
на которых основаны измененные требования, при условии что административный
истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Суд оставляет административное исковое заявление без
рассмотрения и в иных предусмотренных КАС случаях.
Оставление заявления без рассмотрения осуществляется
определением суда. В определении суд обязан указать способы устранения
обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела, решить вопрос о возврате государственной
пошлины, распределении судебных расходов (ст. 197 КАС).
После устранения обстоятельств, послуживших основанием
для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованные лица вправе вновь
обратиться в суд с заявлением в общем порядке. На определение суда об отказе в
удовлетворении такого ходатайства может быть подана частная жалоба.
Вопрос 7 Протокол судебного заседания
В ходе каждого судебного заседания судов первой
и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также
при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия
ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме (ст.
204 КАС).
В протоколе полно и четко отражаются все существенные
действия, причем в той последовательности, в какой они на самом деле
совершались. Статья 205 КАС подробно регулирует содержание протокола.
Секретарь судебного заседания составляет протокол и
обеспечивает контроль за использованием в ходе судебного заседания
или при совершении отдельного процессуального действия стенографирования,
средств аудио- и (или) видеопротоколирования, систем видеоконференц-связи и
(или) иных технических средств. Протоколирование судебного заседания с
использованием средств аудиозаписи ведется непрерывно в ходе судебного
заседания. Носители информации, полученной с использованием стенографирования и
(или) иных технических средств, приобщаются к протоколу.
Протокол может быть написан от руки или составлен с
использованием технических средств. Протокол подписывается председательствующим
в судебном заседании и секретарем судебного заседания. Все внесенные в протокол
изменения, дополнения, исправления должны быть оговорены и удостоверены
подписями председательствующего в судебном заседании и секретаря судебного
заседания.
Протокол судебного заседания должен быть составлен и
подписан не позднее чем через три дня после дня окончания судебного заседания,
протокол отдельного процессуального действия, совершенного вне судебного
заседания, - не позднее следующего рабочего дня после дня совершения этого
действия.
Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться
с протоколом судебного заседания, протоколами совершения отдельных
процессуальных действий, записями на носителях информации. На основании
ходатайств в письменной форме и за счет лиц, участвующих в деле, их
представителей могут быть изготовлены копия протокола, копия записи с носителя
информации.
Лица, участвующие в деле, их представители в течение
трех дней со дня подписания протокола вправе подать в суд замечания в
письменной форме на протокол с указанием на допущенные в нем неточности и (или)
на его неполноту. Замечания на протокол, представленные по истечении
указанного срока, судом не рассматриваются и возвращаются представившему
их лицу. Замечания на протокол рассматривает подписавший его судья в
течение трех дней со дня подачи таких замечаний без извещения лиц, участвующих
в деле. О принятии замечаний на протокол либо о полном или частичном их
отклонении выносится определение суда. Замечания на протокол и определение суда
в отношении таких замечаний приобщаются к протоколу судебного заседания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий