Тема
8 Упрощенное (письменное) производство по административным делам
Вопросы:
1.
Понятие,
признаки
2.
Основания
для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного)
производства
3.
Процессуальный
порядок перехода к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного
(письменного) производства
4.
Особенности
подготовки, рассмотрения и разрешения административного дела в порядке
упрощенного (письменного) производства
5.
Пересмотр
судебных актов, принятых по результатам рассмотрения административного дела в
порядке упрощенного (письменного) производства
Вопрос 1 Понятие, признаки
Вслед за АПК в КАС введен упрощенный порядок рассмотрения административных дел, подпадающих под регулирование данного нормативного правового акта.
Введение упрощенного
производства отражает тенденцию по внедрению в гражданское
и административное судопроизводства упрощенных процедур рассмотрения
и разрешения дел. Упрощенное (письменное) производство по делам,
рассматриваемым судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства,
является одним из способов ускорения и оптимизации процесса.
Упрощенное (письменное) производство
в административном судопроизводстве - это вид искового административного
производства.
Признаки упрощенного производства:
1. усеченное применение принципов
административного судопроизводства (не применяется принцип
устности судебного разбирательства);
2. рассмотрение дела в отсутствие
сторон;
3. письменная форма (исследуются только
письменные доказательства);
4. сокращенные сроки.
Таким образом, упрощенное
(письменное) производство, с одной стороны, способствует достижению цели
процессуальной экономии времени и средств суда, а также лиц, участвующих в
административном судопроизводстве, но при этом, с другой стороны, нисколько не
умаляет задач административного судопроизводства, декларированных в ст. 2 КАС.
Вопрос
2 Основания для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного
(письменного) производства
Случаи
рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства
установлены в ст. 291 КАС. В соответствии с указанной
нормой суд может выбрать либо общий (урегулированный гл. 14 КАС),
либо упрощенный (урегулированный гл. 33 КАС) порядок рассмотрения
административного дела. Основания, когда дело может быть рассмотрено в порядке
упрощенного производства, применяются самостоятельно, независимо друг от друга.
Все
основания для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного
производства можно классифицировать в зависимости от волевого критерия (необходимости учета мнения
лиц, участвующих в деле) на две группы. К первой группе относятся основания,
когда применение упрощенного порядка зависит от воли лиц, участвующих в деле,
ко второй - случаи, прямо указанные в законе, когда мнение указанных
субъектов значения не имеет. Перечень случаев, когда дело может быть
рассмотрено в порядке упрощенного производства, приведен в п. 1 - 3 ст. 291
КАС, но он не является исчерпывающим. В п. 4 ст. 291 КАС устанавливается
возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного
производства и в других случаях, прямо предусмотренных данным Кодексом. Не
предусматривается возможность указания на применение упрощенного порядка
рассмотрения административных дел другими федеральными законами.
В случае, когда основанием для
рассмотрения дела в порядке упрощенного производства является воля лиц,
участвующих в деле, судом должны быть установлены следующие условия: 1) наличие
ходатайства административного истца и (или) 2) отсутствие возражений ответчика
относительно применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Зависимость
от указанных условий установлена в п. 2 ст. 291 КАС, когда административный
истец ходатайствует о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, а
административный ответчик не возражает против применения такого порядка
рассмотрения дела. Ходатайство административного истца может быть заявлено как
в административном исковом заявлении, так и в самостоятельном документе,
прилагаемом к нему. Также такое ходатайство может быть подано истцом на стадии
подготовки дела к судебному разбирательству или заявлено в
предварительном судебном заседании и занесено в протокол, который ведется в
предварительном судебном заседании. При этом законодатель не устанавливает
каких-либо ограничений, исключений, когда административным истцом такое
ходатайство заявлено быть не может. Возможность применения упрощенного порядка
определяет суд после получения ходатайства истца. Так, даже при наличии
указанных условий следует исключить возможность рассмотрения дела в порядке
упрощенного производства в случаях, когда КАС не допускает возможности
рассмотрения административного дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, их
представителей, если их участие является обязательным в силу прямого указания в
законе или признания таковым судом. Если же по данной категории
административных дел нет субъектов, участие которых в рассмотрении дела
является обязательным, суд должен выяснить соблюдение второго условия -
отсутствие возражений административного ответчика против применения такого
порядка рассмотрения дела в соответствии с правилами ст. 292 КАС.
Также к
данной группе оснований можно отнести случай, указанный в ч. 5 ст. 216 КАС. В
соответствии с данной статьей требования об оспаривании нормативных
правовых актов, имеющих меньшую юридическую силу и воспроизводящих содержание
нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части,
либо основанных на нем и из него вытекающих, могут рассматриваться судом в
порядке упрощенного (письменного) производства без
проверки законности повторного нормативного правового акта, принятого
после признания такого же нормативного правового акта не действующим полностью
или в части, если на момент принятия повторного нормативного правового акта
отсутствовали изменения в законодательстве, которому противоречил признанный не
действующим полностью или в части нормативный правовой акт. Для рассмотрения
данного дела в упрощенном порядке не требуется ходатайства или согласия
административного истца на применение такого порядка (первое условие
игнорируется), но требуется выяснение мнения административного ответчика,
который может возражать против применения упрощенного порядка рассмотрения
дела. Для выявления наличия (отсутствия) возражений ответчика также применяются
правила ч. 2 - 5 ст. 292 КАС.
Применяя основания для рассмотрения
дела в порядке упрощенного производства, отнесенные ко второй группе, суд не
выясняет мнения лиц, участвующих в деле, все эти случаи, так же как и условия
их применения, прямо указаны в законе.
В соответствии
с п. 1 ст. 291 КАС дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного
производства, когда всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о
рассмотрении дела в их отсутствие, при этом их участие в рассмотрении данной
категории административных дел не является обязательным. В данном
случае судья на стадии подготовки дела к судебному разбирательству не
выясняет мнения лиц, участвующих в деле, относительно рассмотрения дела в
порядке упрощенного производства, им предоставляется возможность реализовать
свое право на участие в рассмотрении дела. Для применения данного
основания необходима совокупность двух условий:
1) участие лиц, участвующих в деле,
в рассмотрении дела судом не является в силу прямого указания в законе
обязательным и судья в соответствии с п. 12 ч. 3 ст. 135 КАС на стадии
подготовки дела к судебному разбирательству, разрешая вопрос о необходимости
обязательного личного участия в судебном заседании данных лиц, не признал их
явку обязательной;
2) все лица, участвующие в деле,
представили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В этом случае судья может признать
возможным рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и вынести
определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного)
производства.
Вторая ситуация, относящаяся к
данной группе, очень схожа с рассмотренной выше и предусмотрена ч. 7 ст. 150
КАС: неявка в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле, и (или) их
представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте его
рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом
обязательной. При определении возможности применения данного основания для
рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суду следует установить,
что:
- все лица, участвующие в деле, и их
представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела они извещены
надлежащим образом;
- участие в рассмотрении дела данных
лиц (их представителей) не является обязательным ни в силу прямого указания
закона, ни в силу признания обязательности явки судом;
- заявленное
кем-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей ходатайство об отложении
судебного разбирательства не подлежит удовлетворению (например, по причине
непредставления доказательств уважительности причины неявки).
Третий
случай, относящийся ко второй группе оснований, установлен в п. 3 ст. 291 КАС:
если по делам о взыскании обязательных платежей и санкций общая сумма
задолженности, указанная в административном исковом заявлении, не превышает 20
тыс. руб. Общая сумма задолженности определяется с учетом не только недоимки по
обязательному платежу, но также пени и штрафов, если такие требования
заявлены.
Следующий
случай, упоминаемый КАС, когда возможно применение упрощенного производства,
предусмотрен ст. 315 данного Кодекса. В соответствии с указанной нормой
частная жалоба или представление прокурора на определение
суда первой инстанции рассматривается в порядке упрощенного (письменного)
производства по правилам гл. 33 КАС без ведения аудиопротоколирования и
протокола в сроки, установленные ст. 305 Кодекса. Но поскольку
рассмотрение дела в упрощенном производстве является правом суда, в
соответствии с ч. 3 ст. 315 КАС с учетом характера и сложности разрешаемого
процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, представления прокурора
суд апелляционной инстанции может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное
заседание. Тем не менее применение упрощенной процедуры рассмотрения дела в
данном случае от воли лиц, участвующих в деле, не зависит. Упрощенный порядок
производства не применяется при рассмотрении частной жалобы, представления
прокурора на определения суда первой инстанции о приостановлении производства
по административному делу, прекращении производства по административному делу,
об оставлении административного искового заявления без рассмотрения, отказе в
удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов
по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
Невозможно применение упрощенного
(письменного) порядка рассмотрения административных дел в случаях, когда такие
запреты прямо закреплены в законе или следуют из смысла закона.
Вопрос
3 Процессуальный порядок перехода к рассмотрению административного дела в
порядке упрощенного (письменного) производства
КАС не определен момент, когда возможен переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Исходя из вышеперечисленных оснований и случаев, когда возможно рассмотрение дела в упрощенном порядке, можно сделать вывод о возможности перехода к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства при рассмотрении дела в суде первой инстанции на стадиях возбуждения административного дела, подготовки его к судебному разбирательству и судебного разбирательства. Также возможно рассмотрение дела в порядке упрощенного производства судом апелляционной инстанции при наличии условий, предусмотренных ст. 315 КАС.
На стадии возбуждения
административного дела вопрос о возможности рассмотрения дела в порядке
упрощенного производства может быть разрешен в определении суда о принятии дела
к своему производству и подготовке дела к судебному разбирательству (если эти
определения объединены в одном судебном акте).
Разрешение
вопроса о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства на стадии
возбуждения дела возможно в случае предъявления административного искового
заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, если общая сумма
задолженности, указанная в административном исковом заявлении, не превышает 20
тыс. руб., поскольку в этом случае суд должен только установить, что заявленное
требование соответствует критериям п. 3 ст. 291 КАС. Но насколько это будет
соответствовать принципам административного судопроизводства и
практическим потребностям суда? Ведь в данном случае одновременно с вынесением
определения начнет течь и срок для рассмотрения дела в порядке упрощенного
(письменного) производства, установленный ч. 6 ст. 292 КАС. Но по делам,
рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не исключается проведение
подготовки дела к судебному разбирательству. Более того, с точки зрения соблюдения
принципов состязательности и равноправия сторон суд должен создать условия для
всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по
административному делу и обеспечить сторонам равные возможности представления
суду своих доводов и объяснений (ст. 14 КАС). Учитывая, что в порядке
упрощенного производства судом исследуются только доказательства,
представленные в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по
существу заявленных требований (ч. 1 ст. 292 КАС), суду необходимо время, чтобы
такие письменные материалы получить. Десятидневного срока для
совершения всех необходимых подготовительных действий будет явно недостаточно,
если принять во внимание еще и то, что из этого срока не исключаются сроки для
прохождения почтовой корреспонденции. Представляется, что
с учетом вышесказанного по делам рассматриваемой категории в случае
возможности применения упрощенного порядка рассмотрения дела определение о
рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства
на стадии возбуждения дела выносить нецелесообразно.
Наиболее
правильным представляется решение рассматриваемого вопроса на стадии подготовки
административного дела к судебному разбирательству. Это обусловлено, во-первых,
тем, что у суда будет возможность качественно подготовиться к рассмотрению
дела, и, во-вторых, тем, что ряд оснований для применения упрощенного порядка
рассмотрения дела может быть установлен только на данной стадии процесса,
например в случае, когда таким основанием является ходатайство лиц, участвующих
в деле, о рассмотрении дела в их отсутствие. На данной стадии вопрос о переходе
к рассмотрению дела в упрощенном порядке может быть разрешен в определении о
подготовке дела к судебному разбирательству или в самостоятельном определении,
если вопрос решен положительно, но обстоятельства и условия для применения
упрощенного порядка стали известны судье после начала стадии,
например при совершении в рамках подготовки такого процессуального действия,
как проведение беседы со стороной, или при проведении предварительного
судебного заседания.
На стадии судебного разбирательства
переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства
возможен в случае наступления условий, предусмотренных ч. 7 ст. 150 КАС. В этом
случае не требуется вынесения определения в виде отдельного судебного акта,
поскольку определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного)
производства может быть занесено в протокол судебного заседания. После этого
судебное заседание должно быть закрыто, и далее протокол уже не ведется (ст.
292 КАС). Но рассмотрено дело в порядке упрощенного производства в данном
случае должно быть в тот же день, когда вынесено определение, поскольку здесь
возможность применения упрощенного порядка рассмотрения выступает в качестве
последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их
представителей и является способом упрощения процедуры рассмотрения, чтобы
убрать все ненужные формальности процесса, поскольку в судебном заседании никто
из лиц, участвующих в деле, их представителей не присутствует. К таким
формальностям, например, можно отнести ведение протокола и
аудиопротоколирование.
Вопрос 4 Особенности подготовки, рассмотрения и
разрешения административного дела в порядке упрощенного (письменного)
производства
1. Подготовка
дела к судебному разбирательству. В соответствии со ст. 132 КАС подготовка
к судебному разбирательству является обязательной по каждому
административному делу. Это значит, что и в случае возможности рассмотрения
дела в порядке упрощенного производства судья при подготовке дела к
судебному разбирательству стремится к достижению целей и задач данной стадии
процесса, совершая действия, перечисленные в ст. 135 КАС. К ним относятся также
действия, направленные на получение письменных доказательств и иных
документов, в том числе в случае, если доказательств, приложенных к
административному исковому заявлению, недостаточно, а также для обеспечения
возможности административному ответчику представить свои доказательства по
делу. Так, в частности, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 135 КАС при подготовке
административного дела к судебному разбирательству суд "направляет
административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного
искового заявления и приложенных к нему документов... и устанавливает разумный
срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу
административного искового заявления...". Также при необходимости суд
оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие
в представлении доказательств и истребует их, истребует доказательства по своей
инициативе и пр.
В определении о подготовке дела к
судебному разбирательству, если основанием для перехода к рассмотрению дела в
порядке упрощенного производства является воля лиц, участвующих в деле, при
наличии ходатайства ответчика, следует указывать на возможность применения
упрощенного (письменного) производства для рассмотрения данной категории
административных дел и устанавливать для ответчика 10-дневный срок для представления
возражений относительно применения упрощенного порядка. В определении
необходимо также разъяснять ответчику существо упрощенного производства, чтобы
он осознавал значение представления возражений, если для этого есть основания.
2. Сроки
рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. В порядке упрощенного
производства дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней со дня
вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного)
производства (ч. 6 ст. 292 КАС).
Таким
образом, законодатель устанавливает сокращенный срок рассмотрения дела в
упрощенном порядке. Но фактически ч. 6 ст. 292 КАС указывает не общую
продолжительность рассмотрения и разрешения административного дела (тогда в
этот срок должен был бы быть включен и срок на подготовку дела к судебному
разбирательству), а продолжительность лишь одной стадии административного
процесса - стадии судебного разбирательства. Из контекста упомянутой
статьи следует, что подготовка дела к судебному разбирательству может быть
вынесена за рамки рассмотрения дела в упрощенном порядке. Общая
продолжительность рассмотрения дела в данном случае зависит от того, когда (на
какой стадии) судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке
упрощенного (письменного) производства.
3. Состав
суда. Дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются
судьей единолично, если в соответствии с КАС не предусмотрено коллегиальное
рассмотрение административного дела. Случаи коллегиального рассмотрения административных
дел установлены в ст. 29 КАС. При этом рассмотрение дела коллегиальным составом
суда не исключает возможности применения упрощенного порядка его рассмотрения.
4. Рассмотрение
дела в упрощенном порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 292 КАС в порядке упрощенного
производства дело рассматривается без проведения устного разбирательства, на
основании доказательств и других документов, представленных в письменной форме.
Судебное
разбирательство - это самостоятельная стадия производства по административным делам.
Данная стадия процесса реализуется посредством проведения судебного заседания,
в котором суд рассматривает дело по существу и выносит по результатам судебное
решение.
В
соответствии с ч. 2 ст. 140 КАС, закрепляющей принцип устности судебного разбирательства,
в случаях, установленных данным Кодексом, судебное разбирательство
административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания
в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном гл. 33 КАС, в
то время как обычное судебное разбирательство проводится устно.
При рассмотрении административного
дела в упрощенном порядке судом исследуются только доказательства,
представленные в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по
существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме
прокурора, если КАС предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Данные доказательства должны быть собраны и представлены суду при подготовке
административного дела к судебному разбирательству. Исследуемые судом
доказательства должны отвечать требованиям допустимости и достоверности и
представляться суду в порядке и форме, установленных КАС.
5. Совершение
распорядительных действий. К сожалению, в ст. 292 КАС не раскрывается
вопрос о возможности совершения сторонами административного дела
распорядительных действий и последствиях их совершения в случае, если они
совершены после вынесения судом определения о рассмотрении административного
дела в порядке упрощенного (письменного) производства, но до вынесения судебного
решения.
В
соответствии с ч. 4 ст. 46 КАС стороны вправе заключить соглашение о
примирении. При подготовке дела к судебному разбирательству суд содействует
примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно
примирение (п. 10 ч. 3 ст. 135 КАС). Независимо от возможности применения
упрощенного порядка рассмотрения административного дела в определении о
подготовке дела к судебному разбирательству суд разъясняет сторонам право
заключить соглашение о примирении. Примирение сторон и порядок заключения и
утверждения соглашения о примирении регулируются ст. 137 КАС.
Также в
соответствии с ч. 1, 2 ст. 46 КАС административный истец вправе до принятия
судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по
существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет
административного иска или отказаться от административного иска полностью или
частично. Представляется, что изменение предмета или основания
административного иска делает невозможным рассмотрение дела в порядке
упрощенного (письменного) производства, так как о совершенном распорядительном
действии административного истца должен быть извещен административный ответчик
и совершение таких действий может потребовать совершения новых действий по
подготовке дела к судебному разбирательству. Поскольку рассмотрение дела в
порядке упрощенного производства уже было назначено определением суда,
уложиться в начавший течь 10-дневный срок в данном случае не представляется
возможным. Следовательно, в этом случае судом должно быть вынесено определение
о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного искового
производства.
6. Решение
суда. Решение по административному делу, рассмотренному в порядке
упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил,
установленных гл. 15 КАС, при этом соответствующих существу упрощенного
(письменного) производства. Названной главой установлены требования,
предъявляемые как к форме и содержанию судебного решения, так и к порядку его
принятия. Соответственно, говоря о решении, принимаемом по результатам
рассмотрения дела в упрощенном производстве, следует отсеять те правила
(требования) о форме, содержании и порядке принятия обычного судебного решения,
которые не характерны для решения, принимаемого по результатам применения
упрощенного порядка рассмотрения.
Как и любое решение, данное решение
суда должно быть законным и обоснованным, содержать ответы на все поставленные
перед судом вопросы. Однако такое решение имеет и определенные особенности,
связанные со спецификой рассмотрения дел в порядке упрощенного производства. К
таким особенностям, в частности, можно отнести то, что решение основывается
только на исследовании письменных доказательств и иных документов,
представленных сторонами в суд; для него устанавливается сокращенный срок
вступления в законную силу (15 дней со дня получения лицами, участвующими в
деле, копии решения). Решение, вынесенное в порядке гл. 33 КАС, должно отвечать
и общим требованиям, предъявляемым к содержанию судебного решения, указанным в
ст. 180 данного Кодекса. Тем не менее "в мотивировочной и описательной
части решения, выносимого в порядке упрощенного производства, не содержится
сведений об объяснении сторон в судебном заседании, нет ссылки на иные
доказательства, кроме допустимых", в соответствии с правилами рассмотрения
дел в порядке упрощенного производства.
Копия решения направляется лицам,
участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия
решения.
7. Законная
сила решения, принятого по результатам рассмотрения административного дела в
порядке упрощенного (письменного) производства. Вступление решения суда,
принятого по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства,
в законную силу должно происходить по общим правилам, установленным ст. 186
КАС, - по истечении срока, установленного для апелляционного обжалования, если
оно не было обжаловано; если решение было обжаловано в апелляционном порядке,
то оно вступает в законную силу после рассмотрения судом
апелляционной жалобы (представления прокурора), если обжалуемое
решение не отменено. Но в данном случае законодателем устанавливается
особенность вступления решения в законную силу, связанная с установлением
особого порядка определения начала течения срока на апелляционное обжалование.
Поскольку этот срок исчисляется со дня получения лицами, участвующими в деле,
копии решения, суду надлежит устанавливать эту дату, чтобы определить, что срок
на апелляционное обжалование истек и решение вступило в законную силу (если
решение не было обжаловано).
Вопрос 5 Пересмотр судебных актов, принятых по
результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного
(письменного) производства
1. Пересмотр судебного решения, не
вступившего в законную силу.
Обжалование решения, не вступившего
в законную силу, принятого по результатам рассмотрения административного дела в
порядке упрощенного (письменного) производства, в апелляционном порядке
осуществляется с соблюдением правил, установленных гл. 34 КАС, с особенностями,
установленными в ст. 294 КАС.
Статья 294
КАС устанавливает, во-первых, сокращенный срок для апелляционного обжалования
указанных решений и, во-вторых, особый порядок исчисления срока для
апелляционного обжалования.
Решение, принятое по результатам
рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного)
производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не
превышающий 15 дней. Указанный срок начинает течь со дня получения лицами,
участвующими в деле, копии решения.
Также
следует обратить внимание на то, что в КАС могут быть установлены специальные
правила апелляционного обжалования судебных актов по отдельным категориям
административных дел. К таким правилам относится установление порядка
обжалования, отличного от общего, сокращенных сроков (даже в сравнении со
сроками обжалования, установленными в ст. 294 КАС) и др. Например,
апелляционные жалоба, представление на решение по административному делу о
присуждении компенсации, принятое по первой инстанции ВС РФ, рассматриваются
Апелляционной коллегией этого Суда. Сокращенные сроки апелляционного
обжалования установлены в ст. 298 КАС, например, апелляционные жалоба,
представление на решение суда по делу о госпитализации гражданина в
медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях,
в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в
недобровольном порядке, о
психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном
порядке могут быть поданы в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
2. Пересмотр
вступившего в законную силу решения. Решение, вступившее в законную силу,
принятое по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства,
является объектом кассационного, надзорного обжалования и пересмотра по новым
или вновь открывшимся обстоятельствам. Статьи 318, 319, 332, 345 КАС каких-либо
изъятий или запретов для обжалования (принесения представления) в порядке
кассационного, надзорного обжалования или пересмотра по новым или вновь
открывшимся обстоятельствам для решений, принятых в порядке упрощенного
производства по административным делам, не содержат. Тем не менее следует
учитывать, что законодателем могут быть установлены особенности обжалования
решений по отдельным категориям административных дел, указание на которые
содержатся в соответствующих главах КАС. Например, решение Дисциплинарной
коллегии может быть обжаловано сторонами в апелляционном, надзорном порядке, а
также пересмотрено ввиду вновь открывшихся или новых обстоятельств (ч. 4 ст.
238 КАС), т.е. кассационное обжалование для решений по таким делам исключается.
Также исключается кассационное обжалование для решений ВС РФ по
административным делам о присуждении компенсации (ч. 1 ст. 260 КАС). Эти
особенности распространяются и на обжалование решений, принятых по результатам
рассмотрения соответствующего дела в порядке упрощенного производства. В
остальном порядок обжалования судебных решений, принятых по результатам
рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, вступивших в законную
силу, а также рассмотрения таких жалоб (представлений) соответствующими судами
ничем не отличается от обжалования судебных решений, принятых по результатам
рассмотрения дела в обычном порядке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий